Коротаев Михаил Иванович. Настанет время, когда я появлюсь среди вас…

В рамках демонстрации выставки, основанной на фронтовых письмах из собрания Музея битвы за Днепр, «Вам письмо»
  
 
Особое место среди музейных предметов нашего собрания занимают фронтовые письма участников форсирования Днепра. Написанные много лет назад, они трогают нас своей искренностью,  добротой и любовью к родным, верой и надеждой.
Примером тому являются письма Михаила Ивановича Коротаева, одного из участников боев на Днепре в нашем районе.
Автор фронтовых реликвий в строю с первых дней войны. В 1943 году в составе 12-й гвардейской стрелковой дивизии 61-й армии был помощником начальника штаба полка по оперативной части.
 
 
29 сентября 1943 года, уставший после тяжелых боев, ежедневных марш-бросков протяженностью по 25-30 км, Михаил Иванович писал своей жене:
«Перед нами Днепр, с широкими его водными просторами, а за ним сидит злобный враг.
Это письмо я, наверное, пишу последнее с этого берега Днепра, а значит и с украинской земли. Следующее буду писать с противоположного берега Днепра — из родной Беларуси».
В письме от 21 октября, после боев на белорусской стороне, он дает яркое описание тяжелых боев: «Вчера получил ваше письмо это первое письмо на правый берег Днепра в родную Белоруссию.
Вот уже свыше 20 дней, как ведем бой на правом берегу Днепра, на родной белорусской земле. Бои поистине ожесточенные. Воздух наполнен гулом моторов, постоянная тьма от поднимающейся пыли и дыма при взрыве снарядов — содрогается белорусская земля. Враг постоянно контратакует пехотой и танками. Днепр — это последняя надежда фашистов. Вот почему они так яростно сопротивляются».
12 гвардейская стрелковая дивизия вела упорные бои за захват и расширение плацдарма на Западном берегу реки. Совместно с другими дивизиями 61-й армии она освобождала многие населенные пункты Лоевского района. Это деревни Глушец, Старую и Новую Лутаву, Рудне-Бурицую, Севки и др.
Чувствуя успехи войск советской армии, 26 октября 1943 года, Михаил Иванович пишет домой очень радостное и вселяющее надежду письмо:
«Доброе утро, Лида! Октябрьское утро. Сегодня мы не наступаем. Я в блиндаже, построенном руками немца, который рассчитывал зимовать на правом берегу Днепра. На столе мелькает свеча. Белорусская земля окутана седым туманом. Только что отбили попытку немцев перейти в контратаку против нас, на деревню, которую отвоевали позавчера. С большим сопротивлением враг оставляет опорные пункты на правом берегу Днепра ведь он знает, что это для него последний шанс.
Я теперь стал от вас еще дальше — за широким Днепром, а до лета 1943 года был значительно ближе.
Но Днепр, каким бы он не был широким, он не разлучает нас навсегда, он разъединяет нас временно.
Днепр уже подчинен нашей воле — построены мосты и переправы. Настанет время, когда я появлюсь среди вас, — это время приближается с каждым днем.
Теперь все мысль о том, чтобы быстрее приблизить желаемое время нашей встречи.
Привет всем знакомым.
Жду скорой встречи.
Крепко целую. Миша».
Встреча с семьей наступила только в 1945-м. С 1943 с берегов Днепра до победного 1945 года долго еще довелось шагать М. Коротаеву по дорогам войны. Этот путь пролег через Беларусь, Прибалтику, Польшу, через Вислу, Одр и Эльбу. На Эльбе встречей с американскими пехотинцами завершалась для М.Коротаева и других гвардейцев 12 стрелковой дивизии Великая Отечественная война.
После войны М. Коротаев продолжал службу в рядах Советской армии до 1962 года. До выхода в отставку жил и работал в Минске.
Сотрудниками нашего музея была налажена переписка с дочерью ветерана Людмилой Михайловной. Она и прислала фронтовые письма отца — эти драгоценные реликвии военных лет, которые мы бережно храним и которые можно увидеть на выставке «Вам письмо».