Силуэты Победы


Научно-исследовательский и образовательно-выставочный проект «Силуэты Победы», посвященный 75-й годовщине освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков и Победы советского народа в Великой Отечественной войне

(Семашко, К. Научно-исследовательский и образовательно-выставочный проект «СИЛУЭТЫ ПОБЕДЫ» : Научная концепция [Электронны рэсурс] / Ксения Семашко // Культура & Антрапалогія — 2019. — Режим доступу: http://http://loyev.museum.by/be/node/47294. — Дата доступа: 09.10.2019)

 

Идея проекта заключается не просто в фиксации воспоминаний и событий в локальном контексте. Главная цель проекта осознать каким образом события Великой Отечественной войны и воспоминаний о них, в том числе спустя годы, повлияли на жизнь во время и после войны. Научно-исследовательский проект — это способ передачи и осознания трагических событий не только через факты, а через переживания и личный опыт очевидцев.

 

Цель: записать в форме автобиографического полуоткрытого интервью с тематическим уклоном доступные свидетельства жителей Лоева и Лоевского края, свидетелей проведения нацистами политики Холокоста в Беларуси (для последующего использования учеными и образователями).

Задачи: 

- Фиксация и сохранение исторической памяти о событиях Второй мировой войны участников, жертв и очевидцев войны, узников концентрационных лагерей и людей, угнанных на принудительные работы в Германию.

- Трансляция исторической памяти о войне.

-Интерпретация трагедии и событий Второй мировой войны через простые черно-белые силуэты.

- Создание оконной/витринной выставки «Силуэт Победы».

Этапы проекта

Научно-исследовательский этап

В ходе научно-исследовательского этапа сотрудниками музея осуществляют аудио- и видео-фиксацию воспоминаний участников и очевидцев событий Великой Отечественной войны, обрабатывают их.

Образовательно-выставочный этап

Образовательно-выставочный этап направлен на совместную работу сотрудников музея и воспитанников учреждения дополнительного образования детей и молодежи г.п. Лоева по созданию творческих работ на основе собранных воспоминаний.

Участники реализации проекта

ГУК «Музей битвы за Днепр», Дом детского творчества и молодежи, участники Второй мировой войны, жертвы и очевидцы войны, узники концентрационных лагерей, люди, угнанные на принудительные работы в Германию, школьники и их семьи, иные заинтересованные.

Актуальность: Лоевщина - один из самых героических районов Гомельской области. В годы Великой Отечественной войны жителям района пришлось многое пережить, а почти 12 тысячам воинам-освободителям пожертвовать самым ценным - своей жизнью.

25 августа 1941 года местечко Лоев бомбила немецкая авиация. С 26 на 27 августа немецко-фашистские оккупанты вошли в город. Наступление оккупационной армии шло по 2-м направлениям: со стороны Брагина и Речицы.

Население, обезумев от ужаса, пряталось от бомбежек в окрестных лесах. Но война была повсюду.

В соответствии с планом «ОСТ» территория Лоевщины как и южные районы Гомельской и Полесской областей, юг Брестской области были включены в состав рейкомисариата «Украина». На территории района была создана комендатура, жандармерия, полицейские участоки. Из изменников Родины фашисты начали организовывать полицейские участки в Лоеве, Абакумах, Хоминке, Ручаёвке и других населённых пунктах района. Жандармерию возглавил немец Брун, а погранотряд немец Кригер. Именно на этих людях, а так же их подчиненных: Гофман, Краузе, Липальт, Генсе, Гахтман и на местных полицаях лежит ответственность за унижение и уничтожение местных жителей.

Последствия Второй мировой войны были катастрофическими для Беларуси. Среди них кроме экономических потерь, потери людские.

На территории района было сожжено более 5 тысяч домов, закрыты дом культуры и кинотеатр, школы. Уничтожены и разграблены завод «Краскоцвет», электростанция, маслозавод, промкомбинат, Лоевская и Борщёвская МТС, больница, гостиница, ресторан, база Райпотребсоюза, склад заготзерно.

По архивным сведениям более 80 деревень, из 103 населённых пунктов Лоевского района, подверглись разрушению. Небольшая деревушка Рудня-Песочная разделила судьбу Хатыни. После войны она не восстановилась... Почти полностью были сожжены: Бывальки, Деражичи, Карповка, Козероги, Колпень, Новая Борщёвка, Ястребка и другие населенные пункты. Только в деревне Пустая Гряда уцелели все дома. Лежал в развалинах и Лоев.

Установление “нового порядка” началось с кровавых расправ над мирными жителями, в первую очередь еврейской национальности, семей партизан и военнопленных. Протоколы и акты чрезвычайно комиссии по расследованию злодеяний, составленные весной 1944 года, описываю ужасающие факты зверствований нацистов. В 1944 году происходили эксгумации с мест массового захоронения. Из противотанкового рва, идущего от Козерожской дороги в северном направлении, извлечено 124 трупа. Могилой для 40-45 военнопленных советских солдат и 60 мирных граждан стал ров возле бывшего промкомбината. Во дворе бывшей музыкальной школы, а во время войны полиции, были обнаружены 3 ямы, при вскрытии которых обнаружены тела 150 жителей Лоевского района. Это женщины и мужчины, старики и дети, включая грудного возраста. Комиссия обследовала еще одно массовое захоронение, оно находилось за зданием бывшей средней школы, в ней были обнаружены останки 143 мужчин, советских военнопленных. Захоронения были обнаружены возле озера «Витацкое» и во дворе бывшего райисполкома.

По данным экспертов и показаний свидетелей войны установлено, что на территории района сожжено и разграблено в сельской местности 4 258 жилых домов с приусадебными постройками, отправлено в Германию или уничтожено: лошадей 3 847 голов, крупного рогатого скота 6 583, птицы – 86 644, зерна – 126 198 центнеров.

Жертвами варварского террора, направленного против слабых и беззащитных мирных жителей, стали более 1,5 тысячи женщин, стариков и детей Лоевщины. Более семисот человек погибли во время сожжения фашистами деревень района, более двух тысяч трудоспособных жителей угнаны в Германию.

За несколько дней до оккупации Лоевского района, 21 августа 1941 года, уже начал формироваться партизанский отряд. В его состав вошли секретари Лоевского райкома партии: Анищенко Николай Иванович, Синяков Григорий Иванович, Дундуков Степан Викторович, члены бюро райкома и исполкома райсовета, которые и возглавили партизанскую борьбу на территории края. Работники партийных и хозяйственных организаций также ушли в лес, чтобы вести борьбу с врагом. Партизанский отряд в составе 51 человек встретил зиму 1941-42 годов в лесах Лоевского района. Эта первая партизанская зима была особенно трудной. Рассчитывая на быстрое завершение войны, в лес ушли без зимней одежды и достаточного запаса продовольствия. В отряде не было человека, который знал бы хорошо военное дело. Красная Армия отступала, и настроение у партизан было подавленным. Они оказались на оккупированной территории за сотни километров от линии фронта. И все же дух партизан не был сломлен.

1 июня 1942 года отряд «За Родину» стал дислоцироваться в районе д. Рудня-Бурицкая в урочище Зеленый остров. К этому времени его численность составляла 300 человек, в т.ч. 38 женщин. В конце января 1943 года враги решили уничтожить партизан, находящихся в Омельковских лесах. Оккупанты направили против них танки, артиллерию и авиацию. Враг занял населенные пункты на севере, западе и юге от партизанских баз. Артиллерийские обстрелы и бомбардировка с воздуха продолжалась несколько дней. Почти две недели партизаны сдерживали противника, но силы были неравными. Командование приняло решение выходить из окружения и пробираться в зону полесских партизан.

Сумев оторваться от противника, партизаны за 4 дня прошли маршем более сотни километров и прибыли в Октябрьский район Полесской области. 19 февраля, оставив раненых и больных, они возвратились на прежнее место дислокации.

В июле 1943 года на базе Лоевского партизанского отряда была создана бригада «За Родину», в состав которой входило 4 отряда. К этому времени численность бригады составляла более 1000 человек.

В этих тяжелейших условиях наши земляки не только смогли выстоять, но самоотверженно сражались с врагом, внесли свой вклад в победу над фашизмом. В октябре 1943 года 782 бойца партизанской бригады влились в состав 48-ой и 65-ой армий, органы НКВД. Оставшиеся в Лоевском районе бывшие партизаны стали восстанавливать хозяйства района и области.

Остается актуальной необходимость в сохранении памяти о событиях Второй мировой войны на территории и Лоевского района, ее жертвах.

До сих пор не собран с использованием устноисторической методологии доступный пласт воспоминаний свидетелей времени о событиях войны, связанных с самым временным периодом войны на территории района. На данный момент остается последняя возможность записи информативных интервью с жителями Лоевского района с использованием специализированного опросника по теме. Фиксация данных свидетельств даст дополнительные возможности включения точки зрения очевидцев в рассмотрение темы войны, пребывания под немецкой оккупацией. Ключевыми смысловыми блоками станут информации о выживании во время войны, а также сохранение памяти об этих событиях после 1943 года. Во время интервью будут подниматься дополнительные темы, связанные с историй Беларуси, астарбайтерами и др.

 

Колодец без воды

«Эпизод который врезался в память. После освобождения деревни в колодцах не было воды, такой был большой расход. Вода была необходима для медсомбата, который стоял в деревне. С молодым солдатиком мы поехали на машине в соседнюю деревню Крупейки, где колодцы стояли в яре. Я был очень рад, что впервые проехал на машине и помог красноармейцам. А по всей деревне пошла молва: «Маладзец Міша Кебкаў, напаіў нашых вадой».

Анисовец Михаил, уроженец д.Колпень

 

Осенняя Казанская – праздник победы

«Во время войны жители деревни Буда Петрицкое ушли из своей деревни и прятались в лесу недалеко от партизанской стоянки. Нас освободили осенью, на Казанскую, когда мы вышли из лесу и пришли в деревню увидели только обгоревшие печные комины - деревня была полностью сожжена. Нам пришлось уйти на Иваньков».

Двороковская (Германенко) Раиса, уроженка Б.Петрицкой

 

Тишина свободы

«Хорошо помню день, когда нас освободили, хотя мне было совсем мало лет. Накануне стреляли, гремели взрывы ¾ сердце рвалось от страха. А утром, когда мы возвращались из леса, была такая тишина. Тихо, тихо, даже птицы не пели. Помню, детским умом еще не понимала, идем, а вокруг солдатики лежат, как спят».

Двороковская (Германенко) Раиса, уроженка Б.Петрицкой

 

Печь

Во время освобождения мы были в Лоеве, мне было 6 лет. Крайнюю улицу от Днепра (нынешняя Царикова) немцы сожгли огнеметами, остались одни трубы и коты сидят на печах. Помню во время освобождения, из-за реки начали Катюши стрелять, снаряды летели на старое кладбище. Уже после войны на кладбище мы рубили большую сосну, боялись что упадет. Мой помощник пилит и спрашивает

-А зачем это в дерево гвоздей столько набили? Никто гвозди не забивал - это осколки и пули, застрявшие в дереве со времен войны.

Рядом с кладбищем стоял мамин дом. В октябре 1943 года мама круглые сутки топила печку, бойцы шли из-за Днепра, заходили в дом и пластом падали к теплой печи, 30 минут отдыхали и уходили с фронтом.

Байдак Евгений, уроженец Лоева

 

Первый послевоенный хлеб

Освобождение Лоева я не помню. Мы в то время прятались в лесу, а когда вернулись, Лоев было не узнать. От нашего дома осталась только печка. Рядом с ней мы вырыли землянку. Здесь и жили некоторое время вместе с мамой, бабушкой Дусей и теткой с двумя ее детьми. Как-то раз, разжившись мукой, бабушка заявила о своем намерении истопить печку и выпечь для нас, детей, хлебушек. Видели бы вы, с какой торжественностью замешивала она тесто, пекла этот маленький колобочек, а когда уже пришло время его вытаскивать, на улице показались наши солдатики. Помню, как бабушка, выхватив хлеб из печки, стала бросаться то к одному, то ко второму, вот, мол, сыночки, возьмите. Только спешили солдатики, хлеб у старушки брать не стали, так и стояла она с ним в протянутых руках, растерянная, заплаканная. Сколько было потом таких хлебов, а запомнился именно этот.

Пинчук Елена, уроженка Лоева

 

Небесный привет

«Однажды гуляю во дворе и слышу рокот самолета. Смотрю, летит со стороны Киева кукурузник низко-низко. Пролетел над хатой, в самолете сидели два летчика и красноармеец в шинели. Вечером пришла сестра Марина и говорит, мол, в кукурузнике был брат Николай. Он пролетал над родной деревней и сбросил письмо. Его потом бригадир Прокоп Лацук прочитал на поле собравшимся женщинам. Брат приветствовал родных, односельчан, сообщал, что временно улетает в тыл. А в конце письма приписка: «Враг будет разбит, победа будет за нами».

Шкляров Афанасай, уроженец Деражич

 

Пустая Гряда

Когда началась война в деревню пришли фашисты. Когда немцы стали отступать на деревенском кладбище установили пулеметы с зажигательной смесью ¾ деревню жечь. А на нашем огороде были сложены 3 скирды: одна с ячменем и овсом, вторая с гречкой и третья с житом. За ними фашисты поставили цистерны с горючим. Женщины всей деревни собрались и за день наткали 3 полотенца, мужчины сделали 3 креста. Жители с иконой святого Николая обошли кругом деревню, на дорогах, ведущих в деревню установили кресты и повязали на них полотенца. С Божьей милостью во время войны в деревне не сгорел ни один дом, только скирда в конце огородов.

Крупейченко Мария, уроженка Пустой Гряды

 

Памятник в д. Глушце

Каждый год 9 мая в деревню приезжали участники битвы за Днепр. Многие со своими детьми, а также родственники погибших здесь солдат. Приезжал и я. При форсировании Днепра и освобождении деревень Глушец, Деражичи, Старая Лутава, Новая Лутава погибло очень много солдат. Среди них 10 Героев Советского Союза… Я изготовил 10 плит размером 350 на 250 мм с нержавеющей стали и нанёс на них имена героев.

Шкляров Афанасай, уроженец Деражич

 

Сирень победы

Первый День Победы в далеком 1945 году Елене Тимофеевне Пинчук тоже запомнился на всю жизнь:

— Моя мама работала телефонисткой на водной станции, и все новости мы узнавали в числе первых в Лоеве. Именно от мамы в июне 41-го мы услышали о том, что бомбят Киев. И лишь позже узнали о начале войны из висевшего на площади репродуктора. Все говорят, этот день был солнечным и очень жарким, а мне, девятилетней девочке, он, почему-то, запомнился черным каким-то, пасмурным. Возможно, из-за почерневших от страха и горя лиц окружавших меня людей… О том, что фашистская Германия, наконец-то, пала и войне пришёл конец, мы тоже узнали от мамы. Она дежурила в ту ночь, а услышав эту радостную весть, оставила коммутатор на монтера и буквально ворвалась в еще спящий дом тети Кати (у нее мы жили некоторое время, пока не построили свой дом):

— Вставайте! Победа! — не помня себя от счастья, кричала она. И этому ее настроению поддались все в доме. Мы обнимались, смеялись, плакали. Тетю Катю, получившую за время войны похоронки на двух сыновей, пришлось отпаивать лекарствами. Выскочив из дома, я помчалась к бабушке. По дороге всё кричала:

— Просыпайтесь! Вставайте! Победа!

А когда уже к 9-ти часам мы пришли в школу, наш учитель, Владимир Иванович Козлов, объявил:

— Положите книги. Уроков не будет. Берите, у кого найдутся, букеты и на площадь.

Что тут началось! Сколько радости. Вот только букетов где было взять? Это сейчас в мае столько цветов, а тогда. Сирень, помню, еще не распустилась, но как пойти без цветов? И мы ломали нераспустившиеся веточки и бежали радостные приветствовать первый победный май.

Пинчук Елена, уроженка Лоева

 

Сладость свободы

Семья моего отца родом из Переделки. Мой отец до войны уехал в Москву, учился в университете. В Москве он встретил свою будущую жену Нину. В 1939 году родилась я. Летом 1941 года наша семья уехала на лето в Переделку, к родне. Здесь же мы встретили войну. Немецкие врачи над нами проводили опыты, прививали менингит. Здесь же меня крестили. В 1943 году когда началось освобождение деревни, мне было 4 года, папу я совсем не помнила, можно сказать даже не знала. В один из дней вдалеке я заметила красивую белую лошадь, она приближалась ко мне. На ней сидел мужчина, он улыбался мне и почему-то знал мое имя. Этот незнакомый дядя слез с лошади и протянул мне в ладони какие-то кусочки.

- На попробуй, это вкусно!

Это был сахар, такого сладкого сахара я никогда в жизни больше не пробовала. И это был мой папа!

После освобождения вся семья вернулась в Москву. Папа работал в университета и умер в 1994 году.

Двороковская Наталья, уроженка Москвы

 

1203