Надежда – не просто имя. Надежда – символ трагедии, восстановления и жизни...

Ко Дню всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны.

Из воспоминаний Пинчука А.Т.
 
« 12.02.2001 г.
Воспоминания 60-летней давности с высоты прожитых лет.
Не хотелось бы ворошить в памяти тяжелые воспоминания о пережитом,
о страданиях народа ведь сейчас ¾ над головой мирное небо».
 
Когда началась война, в июне 1941 г., мне было 15 лет. Но остались в памяти те тревожные, тяжелые дни неведения, что будет завтра, и потом.
Мы, юноши, воспитанные в духе пионерии, начитавшись своих кумиров: Миколка Паравоз, гайдаровских Тимуров, не могли смириться с тем, что Советский союз, и революционные завоевания октября рухнут. Казалось, настал драматический излом в нашей жизни. Который горько и невозвратимо сбывается.
В Лоеве сначала «подыхи» войны не ощущались, лишь люди собирались в кучки и делились новостями, а больше догадками и сплетнями. Когда начали с запада появляться первые беженцы, то их атаковали, окружали (как теперешние корреспонденты и журналисты). Расспросам не было конца, всех интересовало, какие там сякие немцы, какое оружие, какая техника, свирепствуют ли, убирают ли мирное население. Были всякие толки и положительные и отрицательные. Все кругом было тревожно, в страхе и неведении.
23 июня 1941 года первый раз бомбили Лоев. В городе не было никаких стратегических объектов интересующих немцев, а причиной бомбежки послужило то, что в Лоев прибыл батальон красноармейцев. Расположился он в конце улицы Водницкая (ныне Царикова). Это были какие-то топографы. На единственной двуконке у них лежали штативы, теодолиты, нивелиры и прочее.  
Сразу же топографы мобилизовали трудовое население с пилами и топорами, мои родители тоже участвовали. За несколько дней повалили дубовый лес, в сторону Каменки, оставляя метровые пни. Якобы для сопротивления продвижения вражеских танков. Также, оставляя пни, уничтожили весь березовый лес «подолес» и покинули Лоев, успев реквизировать в магазинах кое-какие продукты. Ушли за Днепр.
Немцы бомбили с опозданием на 2 дня, шпионы не вовремя передали. Бомбы попадали точно в то место, где располагался батальон. Пострадало население, были убитые и раненные. Но люди не испугавшись пронзительного воя и разрывов бомб, бежали на помощь. Бежали и мы, было страшно, но любопытно.
Запечатлелись в памяти убитые, окровавленные две женщины, покореженные дома, заборы, глубокие воронки от бомб. Особенно запомнилось, как молодой мужчина нес на руках раненную, окровавленную лет восьми девочку, раненная рука ее свисала и кровоточила.
Мужчина бежал произвольно не знал куда, и его направили в больницу. Ей была оказана медицинская помощь в водницкой больнице врачом Зубовским.
Таким было для Лоевчан  первое крещение войны, а девочка поправилась, выжила, пережила всю войну.
В мирное время она выучилась и работала в Лоеве. Всю жизнь девочка Надя, а будучи долгие годы директором школы – Надежда Трофимовна  Моторная вспоминала эти первые дни войны в Лоеве».
 
Пинчук Анатолий Тимофеевич, 1927 г.р., уроженец Лоева, ветеран Великой отечественной войны
Из собрания Музея битвы за Днепр