СА / 2019 / Практики интерпретации темы Холокоста на уроках обществоведения в условиях социальной трансформации культуры памяти

СА / 2019 / Анна ЖУКОВА / Практики интерпретации темы Холокоста на уроках обществоведения в условиях социальной трансформации культуры памяти

 

Анна Жукова

арт-дырэктарка, крэатыўны кластар «Дзітрых» (Віцебск)

кіраўніца праекта, адукацыйны цэнтр "Сядзіба Адамава" (в. Вялікія Лётцы, Віцебскі р-н)

выкладчыца курсаў гісторыі і грамадазнаўства, гімназія № 1 (Віцебск)

 

 

(Жукова, А. Практики интерпретации темы Холокоста на уроках обществоведения в условиях социальной трансформации культуры памяти [Электронны рэсурс] / Анна Жукова // Культура & Антрапалогія — 2019. — Рэжым доступу: http://loyev.museum.by/be/node/47897. — Дата доступу: 03.10.2019)

 

         Любая конференция становится попыткой в узком сообществе обсудить ту или иную проблему. Как сделать её актуальной для широкой общественности? Научить учителя работать с ней.

           Концепция учебного предмета «Обществоведение» одной из главных  задач определяет развитие духовно-нравственной культуры учащихся, приверженность гуманистическим ценностям. Практическая  направленность в сфере отношений в поликультурном обществе обозначена как способность  проявлять толерантность, конструктивно взаимодействовать с людьми различных национальностей и вероисповеданий. Значит, образовательное учреждение должна в итоге покинуть сформировавшаяся, готовая к жизни в информационном обществе личность, обладающая чёткой моральной и гражданской позицией. Проблема нравственного выбора, поставленная при обращении к исторической судьбе евреев в годы Второй мировой войны будет особенно актуальна для решения обозначенных выше образовательных и воспитательных задач.

          К сожалению, тема Холокоста не выделена особо в программных материалах по истории и обществоведению. Однако современный учитель может рассмотреть её в контексте изучения ряда тем по обществоведению в 9-11 классах. При этом необходимо учитывать, что восприятие этой темы современным школьником может отличаться от вашего по причине отсутствия прямого диалога со свидетелями событий. Недостаточно сказать Холокост – это плохо. Недостаточно назвать число жертв. Чтобы воспитать толерантную личность нужно дать почувствовать. Почувствовать боль людей, которые более 70 лет назад ощутили Катастрофу на земле, по которой они каждый день идут в школу. Именно использование местного материала даёт  возможность ощутить остроту проблемы не только в контексте изучения Шоа, но и в контексте культуры памяти современных поколений о трагедии еврейского народа в годы Второй мировой войны. Являясь учителем истории и обществоведения гимназии № 1 города Витебска, стараюсь максимально использовать в преподавании  краеведческий материал, в том числе и в изучении Холокоста.          

         По Всесоюзной переписи населения 1939 года в Витебске проживало 167299 человек, в том числе 37099 евреев, то есть 22,17 % от общей численности. Сколько их проживало накануне Великой Отечественной войны, к сожалению, неизвестно. С самого начала оккупации Витебска нацисты начали убивать евреев. Когда осуществлялась переправа через Двину к месту гетто (гражданским лицам запрещался проход по мосту), погибло по разным данным от 300 до 2000 евреев. В начале сентября 1941-го года было создано закрытое гетто. Узники размещались как в Клубе металлистов, так и в окружающих его зданиях, которые были практически полностью разрушенными. Люди в гетто голодали, мерзли, болели, умирали. С середины до конца сентября было уничтожено примерно три тысячи евреев. Приблизительно столько же было лишено жизни с 20-го по 25-е октября. Подобное документальное описание событий при желании можно найти в сети и  ограничиться исторической справкой, сопроводив её лишь демонстрацией фото. Но можно организовать работу иначе. Раздел «Человек и нравственность» (9 класс) включает целый ряд тем, которые целесообразно рассматривать в контексте судьбы евреев в годы Второй мировой войны. Понятия «добро» и «зло», «долг», «совесть», «свобода», «нравственные ценности», «нравственный поступок» я рассматриваю на примерах судеб евреев витебского гетто. Работаем с книгой Рывкина Михаила Степановича и Шульмана Аркадия Львовича «Хроника страшных дней. Трагедия витебского гетто». В данном издании собраны уникальные документы, приводятся многочисленные свидетельские показания. Между учащимися класса распределяю рассказы, которые они  читают одноклассникам или раздаю распечатанный вариант. По каждому понятию 1-2 рассказа, затем обсуждение.

          Работа с  понятием  «нравственный идеал» организована по принципу равный обучает равного. О Праведниках мира интерактивную беседу проводит  моя ученица,  мадрих еврейского  агентства для Израиля «Сохнут»  Кремерова Влада. Беседу иллюстрирует видео из музея Яд-Вашем, начиная с виртуального путешествия по аллее Праведников мира.  Этическая оценка учащимися примеров Праведников народов мира, защищавших интересы и права человека, поможет правильно сформировать их личностные качества.  В качестве домашнего задания можно предложить найти на сайте музея жителей Витебска, которые удостоены звания «Праведника мира». При ответе на вопрос о долге от учащихся можно услышать, что «мы никому ничего не должны», в лучшем случае «мы должны помогать родителям». Опыт современного учащегося, безусловно, отличается от опыта детей войны, когда нравственный выбор становится более острым и драматичным. Но кто сегодня застрахован от повторения подобного испытания?

           После проведения подобных уроков рано или поздно у учащихся возникает вопрос о том, как в городе сохраняют память о трагедии витебских евреев в годы войны. Где в Витебске места памяти. Гимназия находится в десяти минутах ходьбы от места, где находилось гетто. Практически никто из учащихся об этом не знает. Поэтому целесообразно провести экскурсию, начав с противоположного от места гетто берега Западной Двины, с трагедии переправы. С октября 1993 года на месте Витебского гетто, возле Клуба металлистов, стоит памятный камень с текстом: «Здесь будет установлен мемориальный знак в память узников Витебского гетто, жертв фашистского геноцида в 1941-1944 гг». С момента установления камня прошло уже 25 лет…   

          Изучение ряда обществоведческих понятий позволяют затронуть проблему антисемитизма. В теме «Диалог культур» (9 класс) изучаются  понятия «этноцентризм» и  «ксенофобия». Заранее прошу дома посмотреть художественный фильм «Старик и мальчик» (Франция, 1967 год). Даю задание составить словесный портрет главных героев, описать обстоятельства их встречи и определить причины  дружбы. По сюжету фильма Клод, девятилетний еврейский мальчик, доставляет слишком много хлопот своим родителям. Он хочет вести жизнь «нормального» ребёнка в оккупированной Франции. Отправленный в деревню ради его же безопасности, он знакомится с пожилым мужчиной, ярым антисемитом и обожателем Петена. Мужчина, не подозревая о национальности ребенка, принимает его с распростертыми объятиями, его очерствевшее сердце тает: Клод является для него олицетворением фундаментального принципа помощи ближнему, особенно если этот ближний – ребенок. Представители разных поколений и культур оказываются объединены общими ценностями: добро, любовь, дружба.  Учащиеся, овладев на уроке новыми понятиями и посмотрев дома фильм, могут привести примеры этноцентризма (нацистская Германия) и ксенофобии (антисемитизм), сформируют своё отношение к позиции превосходства определённого народа и страха перед чужой культурой. Таким образом, напрашивается вывод о необходимости и бесконечности диалога культур.

          При изучении раздела «Социальная сфера жизни общества»  (10 класс, профиль) тема «Многонациональные общества в современном мире» рассматриваются понятия «национализм», «шовинизм», «геноцид».     Безусловно, каждое из понятий необходимо иллюстрировать примерами. Я предлагаю работу с документальным, фото и видео материалом, связанным с проявление национализма в XX-XXI веке. Домашнее задание: написать эссе «Нужно ли изучать историю Холокоста в XXI веке» или «Толерантность – важное условие предотвращения межнациональных конфликтов».

         Одним из  способов актуализации вопросов истории Холокоста является внеклассная работа. Театрализация событий обеспечивает «эффект присутствия»: школьники, участвующие в исторических постановках, воспринимают прошлое через человеческие судьбы. Такая форма работы позволяет  избежать перегруженности процесса усвоения информации по предмету сухими фактами и официальными данными и передать дух эпохи в контексте знакомства с обычными участниками исторических событий.

          Мировоззрение современных школьников формируется в  информационную эпоху. Свободный доступ к различной информации помогает в получении образования, но в то же время, представляет угрозу для ещё не сформировавшейся личности. Отрицание Холокоста, ультраправый рок и оправдания убийств на этнической почве – подобные видео в таких количествах попадают на YouTube, что их не успевают блокировать. Данный факт подчёркивает, что адекватное понимание значения еврейской темы в истории двадцатого века – это важный аспект формирования толерантности, которая выступает одним из социально значимых качеств современного человека, наряду с ответственностью и осознанием свободы.