Увековечение памяти о Шоа (Холокосте)

Лоев, как и каждое белорусское, да и вообще чуть ли не любое центральноевропейское местечко, когда-то был преимущественно еврейским еще в начале ХХ в. более 40 процентов его горожан были иудеями. Так, еще сто лет назад здесь стояло пять синагог (а церквей — всего две). Да и разговаривали на улицах на идише чаще, чем на белорусском языке, ведь и многие белорусы хорошо понимали, а то и разговаривали на нем. Даже сегодня можно кое-где услышать от белорусов сколько еврейских слов…
Сейчас в Лоеве почти не осталось следов того штетла, каким он еще не так давно был. Почти все евреи, не успевшие эвакуироваться, погибли в Шоа. Единицы выживших покинули родной штетл — очень уж трудно было ходить по улицам, где еще несколько лет назад бегали их дети, где встречали родителей, родственников, друзей и просто знакомых... Остальная часть уехала из Беларуси, когда открылись границы во 2-й половине – конце ХХ в.
В память о еврейском прошлом местечка в нем остались лишь несколько каменных домов и кладбище. Почти заброшенное, — старая часть его уже без надгробий-мацев — оно стоит поросшее кустарником у дороги на выезде из местечка... Рядом с этим кладбищем в 2019 г. Союзом белорусских еврейских общественных объединений и общин при содействии Музея был установлен памятный камень. Немного дальше по этой же дороге во время II Мировой войны был вырыт противотанковый ров, в котором 16 августа 1942 года проводились расстрелы.
Вообще, в Лоеве было три «основные» акции по уничтожению местных евреев: первая — в конце августа 1941 г., когда в только что оккупированном Лоеве на берегу Днепра после издевательств и пыток было расстреляно пятеро лоевских евреев. Еще одна — в конце октября 1941 г., когда около 150 лоевцов-евреев, не успевших эвакуироваться, были собраны в колонну и под конвоем выведены в сторону Гомеля…
Единственная точно известная дата Шоа в Лоеве — 16 августа 1942 г., когда в противотанковом рву по Старокозерожскому шляху были расстреляны и зарыты 16 человек, в том числе женщины-белоруски, вышедшие замуж за евреев, вместе со своими детьми.
 
Созданная карта — результат научно-исследовательской деятельности Сивохина Геннадия (ст. научный сотрудник, гл. хранитель музея, 2019-2022)  и  Семашко Ксении (директора Музея, 2019-2022). Исследование темы, сбор материалов, составление карты и ее дополнение  велись в течении 2019–2022 годов.  Изучение темы и ее опубличивание позволили поднять пласт ранее неисследованных материалов и незафиксированных мест, сохранившихся в памяти у жителей Лоева о трагедии Шоа. Представленная карта  —  это первая попытка подобным образом зафиксировать историю евреев в Лоеве.